19:57 

Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно

safe and sound
are you?
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.



Какие проблемы волнуют современных родителей?

Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.

Что же делать? Заставлять детей читать?

Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.

Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.

Когда же появилось детство в современном понимании?

Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.

Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?

Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.

Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?

Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?

Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?

Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.

Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?

Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.

Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?

К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.

Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?

Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.

Что это такое?

Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?

Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?

Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?

Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.

Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?

Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.


Источник

@темы: fascinating, quote, the human

URL
Комментарии
2016-12-05 в 20:33 

омежный щелезуб
хрустальный шмар...
такая чушь :D сейчас среди подростков как раз дико модно читать бумажные книги и считаться "книжным червем". Они читают такое, о чем я даже не слышал) зато я вот книгами почти не грешу - разве что иногда аудио. мне есть чему поучиться у современных детей х)

2016-12-05 в 21:03 

Winter Grin
Построй рать Каберне конусом!
Какой-то бред.
Такое чувсвто, что она начиталась про современных подростков всяких куриных ужасов, но ни одного вживую не видела. Но решила советов дать.

2016-12-05 в 22:07 

safe and sound
are you?
омежный щелезуб, Winter Grin, возможно, вам очень повезло со знакомыми подростками, я же с ней полностью согласна. И разговор здесь даже больше не о том, читают они или нет. Если и читают, то на планшете или смартфоне и это нормально. Вот о чем речь.

Речь о том, что новое поколение по-другому предпочитает употреблять информацию, по-другому общается и иначе развлекает себя и вместо того, чтобы пытаться перевоспитать ребенка, нужно постараться его понять и поддержать.

URL
2016-12-05 в 22:19 

омежный щелезуб
хрустальный шмар...
имхо, современные родители побольше собственных чад торчат в планшетах, смартфонах и компьютерах.

2016-12-05 в 22:26 

safe and sound
are you?
омежный щелезуб, Я поняла, что ты не согласна с Анной. Даже хорошо, что по этому вопросу у тебя другой опыт. Я же наблюдаю ровно то, что она описывает. Даже частично в своем лице.

В особенности, если речь идет не о художественной литературе, а о текстах проф. характера, мне просто послушать лекцию и посмотреть видео, чем читать огромные мануалы. Это не говорит о том, что для всех это так. Но уже для многих.

URL
2016-12-05 в 22:46 

борис моисеев
хуй
Интересная статья!
Хотя я считаю, что разделение на поколение само по себе не очень правильное, всё-таки даже люди одного поколения растут в очень разных условиях. Да и где кончается одно поколение и начинается другое, говорить можно только условно. Но, наверное, совсем без такого обобщения не обойтись, когда рассуждаешь о развитии общества.
Зато само мысль о том, что современные дети просто другие и развиваются в соответствии с условиями современного мира, очень мне близка. Родители часто считают, что их дети какие-то не такие, а вот они в их возрасте... Нам в детстве говорили типа: "Ну, что ты перед телевизором сидишь, пошел бы лучше книжку почитал" А самое интересное, что книги не исчезли с появлением телевизора, зато появились новые формы распространения знаний. То же самое и с интернетом. Потом появятся какие-то новые технологии. И люди, которые говорят "а вот мы в ваши годы" никуда не исчезнут точно.
И ещё интересная мысль на счёт того, что сейчас нет детства и нет взрослых. Не уверена, что это так. Просто детство довольно сильно растянулось по сравнению с прошлым, но и продолжительность жизни увеличилась

2016-12-05 в 22:49 

Маджента
У нас в планах запуск искусственного спутника души.
Вообще мне кажется, что в этой всей простыне есть одна важная мысль. Не надо долбить детей архаичными знаниями, надо дать им волшебный пендель, заинтересовать, и всё остальное они найдут сами по гиперссылочкам. Сейчас идёт некий процесс, касающийся обучения в цифровой среде, но реализуют его в основном люди более старшего поколения, чем я. И если мы, "молодые специалисты", ещё готовы пытаться сделать детям интересно, то все эти "педагоги со стажем" всё ещё протестуют и отталкивают назад как детей, так и нас.

Основная проблема образования в России, я считаю, это то, что оно пииииздец как оторвано от реальности. И постепенно ересь, которая была, ещё умножается на патриотизм, духовность и скрепы. Вот тут-то корень всех зол, я считаю. Недавно работала с курсом по предмету "окружающий мир". Не думала, что мир устроен как-то так, как они там пишут, чесслово.

2016-12-05 в 22:50 

safe and sound
are you?
Маджента, Туве, я тебя люблю. Честно. Зришь в корень и видишь суть, а не фигу.
Абсолютно с тобой согласна.

URL
2016-12-05 в 22:55 

Маджента
У нас в планах запуск искусственного спутника души.
safe and sound, да просто я с учебниками работаю и иногда хожу в походы с подростками, которые ко мне липнут и охотно рассказывают про школу, про проблемы свои, про всякое такое. У меня на эту тему каждый день кое-что пылает уже почти три года) Я сама школу терпеть не могла и нынешних школьников мне до слёз жалко иногда.

И да, мимими, я так люблю, когда меня любят:heart:

2016-12-05 в 22:57 

Маджента
У нас в планах запуск искусственного спутника души.
Ещё хотела добавить вот что, кстати. Негативно отношусь к родителям, которые заявляют:"Мои дети растут без интернета, мои дети смотрят только советские мультики!" Злые они какие-то к своим детям, по-моему. Распространённая практика, но не то время сейчас, чтобы без интернета сидеть и учиться жизни по советским мультикам. Я против них ничего не имею, многие даже люблю, но всё-таки "советское" не обязательно значит "хорошее" и "хорошее" не обязательно значит "советское".

2016-12-05 в 23:02 

safe and sound
are you?
Маджента, У меня на эту тему каждый день кое-что пылает уже почти три года) Я сама школу терпеть не могла и нынешних школьников мне до слёз жалко иногда. Аминь.

И да, мимими, я так люблю, когда меня любят Это всегда приятно и полезно. :eyebrow:

Ещё хотела добавить вот что, кстати. Негативно отношусь к родителям, которые заявляют:"Мои дети растут без интернета, мои дети смотрят только советские мультики!" Злые они какие-то к своим детям, по-моему. Распространённая практика, но не то время сейчас, чтобы без интернета сидеть и учиться жизни по советским мультикам. Я против них ничего не имею, многие даже люблю, но всё-таки "советское" не обязательно значит "хорошее" и "хорошее" не обязательно значит "советское". Полностью разделяю твою позицию. Важно разнообразие как контента, так и мнений. Вообще желательно, чтобы ребенок брал пример с как можно большего количества людей, культур, профессий, тогда он сможет сделать осознанный выбор, что ему нравится, а что нет. А если его окучивают только 2 родителя по своим жестким стандартам... даже страшно представить сколько психологических проблем у этого детеныша будет.

URL
2016-12-05 в 23:12 

Маджента
У нас в планах запуск искусственного спутника души.
Моя напарница - дочь священника. Ей в детстве запрещали смотреть всяких "Баффи", "Зачарованных" и "Дикого ангела". По-моему, это печалька. Я считаю, что разнообразие контента — вообще великая вещь. От этого потом и кругозор широкий, и более-менее адекватное понимание того, чем именно человек хочет заниматься.

Мне в детстве не запрещали никаких фильмов и книг. Иногда перед просмотром/прочтением какой-то особой жести бабушка спрашивала:"А не страшно?" Но потом всё равно разрешала. И было всё-таки страшно, но интересно. И да, именно в моменты, когда страшно и интересно, происходили самые большие врубы в мироустройство. Сейчас от этого детей стараются оградить, тоже, я считаю, очень зря.

Тем более, странно получается, вся эта минобровская цензура ищет только то, что хочет найти. Целые рассказы выбрасывались из учебников и учебных пособий из-за одного слова "закурил". Родители писали гневные письма о "Собачьем счастье", потому что это рассказ "о жестоком обращении с животными". Античность из учебной литературы вся выпилена из-за раскрытой темы сисек. И никто не хочет думать о том, что не о сиськах это всё, не о курении и не о жестоком обращении с животными.

Зато вот в древнерусской литературе люди друг-друга рубят и калечат почём зря. Но тут ничего, скрепы.
У нас даже ограничения — и те какие-то корявенькие, с двойными стандартами, как и всё остальное.

2016-12-05 в 23:37 

safe and sound
are you?
Маджента, Тем более, странно получается, вся эта минобровская цензура ищет только то, что хочет найти. Целые рассказы выбрасывались из учебников и учебных пособий из-за одного слова "закурил". Родители писали гневные письма о "Собачьем счастье", потому что это рассказ "о жестоком обращении с животными". Античность из учебной литературы вся выпилена из-за раскрытой темы сисек. И никто не хочет думать о том, что не о сиськах это всё, не о курении и не о жестоком обращении с животными. Черт, ты меня сейчас так огорчаешь... Я не думала, что все настолько плохо.

Мне в детстве не запрещали никаких фильмов и книг. Мне запрещали, но эти запреты работали только когда родители были на работе, а это большая часть времени. Поэтому я быстро освоила кассетник, а потом и двд, и сама смотрела и эротику, и триллеры, и мистику. Мистика и триллеры - теперь мои любимые жанры. Запретный плод сладок)

Зато вот в древнерусской литературе люди друг-друга рубят и калечат почём зря. Но тут ничего, скрепы. Да в двевне-какой-угодно все друг друга любят и как-то ....ок)

У нас даже ограничения — и те какие-то корявенькие, с двойными стандартами, как и всё остальное. Двойные стандарты - это святое, как же без них. Как раз вспомнилась картинка в тему -

URL
2016-12-06 в 00:09 

Маджента
У нас в планах запуск искусственного спутника души.
Картинка ололо, правдивая)
Но увы, мне ещё кажется, что всё это не от глупости происходит, а от того, что думающие люди нашему государству не нужны.

А если про запреты, я в детстве была фанатом всякого хоррора, а потом вообще его смотреть перестала. Сама наелась, можно сказать.

2016-12-06 в 00:12 

safe and sound
are you?
Маджента, Но увы, мне ещё кажется, что всё это не от глупости происходит, а от того, что думающие люди нашему государству не нужны. Да, такая мысль тоже закрадывалась. Одна печальнее другой.

А если про запреты, я в детстве была фанатом всякого хоррора, а потом вообще его смотреть перестала. Сама наелась, можно сказать. Именно хоррор, всякая кровищща, расчлененка и прочие радости мне надоели быстро, а вот триллеры нравятся до сих пор. Мне нравится, когда в фильме есть что-то темное, печальное, какая-то трагедия. Вот такое я говно.

URL
2016-12-06 в 15:34 

green-pengua
я просто оставлю здесь ссылку на другую статью. с более осмысленным подходом к проблеме
www.matrony.ru/yuliya-gippenrejter-kogda-vy-raz...

2016-12-06 в 19:50 

safe and sound
are you?
green-pengua, с этой фразы:
Начать жить в виртуальном пространстве — опасность, перед которой стоит все человечество. Стало как-то печально читать. Но прочла. Спасибо.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

current

главная